Где купить аппарат узормед с доставкой.
Как подписаться на "бумажную" версию газеты "Тиква - Ор Самеах"?
Звоните по тел. 358180 или 358179 (заявки на подписку принимаются с понедельника по четверг с 9.00 до 16.00).

THE JEWISH TOMBS: THE GENERAL MEMORY

PROJECT OF SORROW AND MEMORIES

Today (21 June 2007) on the Day of sorrow, chief rabbi of Ukraine Yakov Dov Bleich thanked the leadership of Odessa region and Lyubashovka district for their work on immortalization of memory of Nazi victims. The project is also supported by chairman of directorate of Memorial Center on memory of resistance heroes and Holocaust victims “Yad va Shem” (Israel) Avner Shalev.

The letter from chief rabbi of Ukraine Yakov Dov Bleich to chairman of Odessa regional state administration Ivan Plachkov, to chairman of Lyubashovka district administration Anatoly Ostrovsky and chairman of Gvozdavka-2 village council Vera Kryzhanovskaya reads: “On behalf of all Jews of Ukraine and me personally let me express our appreciation for this big affair, that was initiated and is being realized by you in Lyubashovka district together with Odessa Judaic religious community “Tikva”-“Ohr Sameah”. Immortalization of memory of Nazi victims in the form of memorial is your joint noble project, which will definitely give its results, serving a memorandum to future generations about the fact, that there’s hardly anything more horrible, than genocide”.

Chief rabbi of Ukraine Yakov Dov Bleich also pointed out the great significance of the fact that remains of all people, murdered in Gvozdavka concentration camp will be buried and will obtain the eternal rest. “Your attitude keeps us confident, that there are a lot of people, which won’t let Holocaust horrors repeat and gives us hope for future without events of this kind”.

The letter to Odessa governor Ivan Plachkov and chief rabbi of Odessa and Odessa region Shlomo Baksht signed by president of “The World Odessit Club” Mikhail Zhvanetsky, reads: “Let us express our appreciation of noble affairs, which are done by you in Lyubashovka district Gvozdavka-2. Immortalization of memory of Nazi victims is a good affair, which is morally supported by members of “The World Odessit Club”, who live in different countries and by all honest people of Earth".

To remind: according to official agreement about cooperation between Lyubashovka district administration and Odessa Judaic religious community “Tikva”-“Ohr Sameah” the joint project on immortalization of memory of Jews, victims of Nazi genocide is being realized. During years of German-Romanian occupation in the territory of Gvozdavka-2 village council there was a concentration camp, where according to official archive data, about 5 thousand people were either murdered or died of hunger and diseases – both local people and those deported from other regions of Ukraine and Moldova. The exact number of those, who died there is unknown, as well as the total number of common graves: during last months there were found uncounted mass burials.
Agreement on cooperation was signed by chief rabbi of Odessa and Odessa region Shlomo Baksht and chairman of Lyubashovka district administration Anatoly Ostrovsky for duration of one year. It supposes that besides erection of monument in memory of Nazi victims, continuation of collection and documenting of evidences and search of other uncounted common graves. And also the complex of measures on preservation of mass burials, located in significant distance from inhabited places. At present the question to attach special status of “historical-cultural places” to them is being discussed.
In next days in Lyubashovka region the group of experts from Conference of European Rabbis (CER), international union of Jewish communities and their leaders, will work together with representatives of local authorities. Chief rabbi of Odessa and Odessa region Shlomo Baksht informed about this, he also pointed out, that experts, headed by Moshe Ershtag (London), will have to define exact boarders of burials without digging (Jewish law forbids to disturb the ashes of late people). Rabbi Baksht said that experts invited to Ukraine had successfully executed this kind of complicated work in Lithuania, Germany, Poland, Byelorussia and other European countries.
Head of Odessa Jewish community “Tikva”-“Ohr Sameah” also informed that Israel memorial “Yad va Shem” would provide all necessary assistance, in particular, would provide information and documentation as it was said by Avner Shalev, chairman of directorate of this biggest center on research of Holocaust history.

INFO The Day of sorrow and memories of victims of war in Ukraine was established by the order of president of Ukraine in 2000. According to the document, it is celebrated annually on 22 June. On this day in 1941 fascist troops attacked Soviet Union. During years of occupation 240 thousands of Jews were murdered by Nazi in the south of Ukraine.

Read also

JEWISH TOMBS: COMMON MEMORY

Agreement on realization of joint project on immortalization of memory of Nazi victims was signed today (13 June 2007) by leaders of Lyubashovka district administration (Odessa region) and Odessa Judaic religious community “Tikva”-“Ohr Sameah”.

Document was signed by chairman of Lyubashovka district administration Anatoly Ostrovsky and chief rabbi of Odessa and Odessa region Shlomo Baksht. Before that the representatives of Odessa Jewish community visited places of mass burials of Jews, who died during years of Great Patriotic war at Nazi concentration camp, which was located in the territory of Gvozdavka-2 village of Lyubashovka district of Odessa region. As we informed earlier, according to official data contained in materials, sent in reply to district authorities from Russian and Ukrainian archives, the number of victims exceeds 4 700 people. Though, the exact number of murdered people is unknown as well as total number of uncounted common graves.
Today representatives of Jewish community buried the human remains, found at place, where during occupation period there was the antitank row: corpses of murdered people or of those who died of hunger or diseases were thrown to it. Pray was read over the burial.
The delegation also visited the territory, where the concentration camp was located (now there’re manufacturing workshops), and met one of the witnesses of tragic events, 85 years old Parfeny Bogopolsky. “What we saw today is scaring! This picture will remain with me for the whole of my life”, - said chief rabbi of Odessa and Odessa region Shlomo Baksht in his interview to international information agency “Reuters”, which was covering the event.
Head of Odessa Jewish community thanked to people and administration of the district for their initiative to immortalize the memory of Nazi victims. He underlined, that he estimates it as the true dedication to human values and consideration to international consent.
Rabbi Baksht said that he was surprised with information in some mass-media, in which it is said that as if representatives of local authorities intended to hide the facts of finding out burials. “These blaming has no ground at all, - says chief rabbi of Odessa and Odessa region. – If it was like that, then these human remains, which were found by chance, would be just covered with soil and nobody would ever know about that. But Anatoly Ostrovsky and his colleagues contacted us and now we will work together on realization of our project”.

Head of district administration Anatoly Ostrovsky said that according to general opinion, the optimal place for erection of unique monument in memory of Nazi victims will be the cross-roads near former concentration camp. Complex of measures on preservation of mass burials, which are located at significant distance from inhabited places is being discussed. In near future the question on attach of special status of “historical-cultural places” will be solved.
Agreement on cooperation was signed for one year. “Our joint work is calculated for a long period. We consider it unacceptable to conduct a single action, for example to erect a memorial sign and… to forget about what we have seen in Lyubashovka district”, - said chief rabbi of Odessa and Odessa region Shlomo Baksht. He assured that all questions, arising during project realization will be solved only after joint discussion, in correspondence to Halakha (Jewish religious legislation) and in frames of Ukrainian laws.

MEMORY OF VICTIMS WILL BE IMMORTALIZED

Joint project on immortalization of memory of Nazi victims was worked out by local Lyubashovka authorities (Odessa region) and Odessa Judaic religious community “Tikva”-“Ohr Sameah”.

It was informed by deputy chairman of Lyubashovka distict administration Mikhail Panchenko. He said, that about one year ago while conduction of works on gas pipeline laying, there were found human bones in the land. After that the original project of gas pipeline between villages Yasenevo and Gvozdavka was corrected with the purpose to preserve the common grave.
And by order of head of district administration Anatoly Ostrovsky there was created a special commission which received documents from Ukrainian and Russian archives. In particular, these are copies of acts of extraordinary commission, which immediately after liberation of the area by Soviet Army conducted investigation and fixed the facts of German-Romanian occupants’ crimes.
According to archive materials and evidences of witnesses we can state for sure that in earlier uncounted burials Jews, murdered by fascists were buried (totally during the year there were found 6 burials). In Gvozdavka-2 village during war years there was a concentration camp, where according to official archive data, there were 4 thousand 772 people kept as prisoners – both local people and those deported from other regions of Ukraine and Moldova.
Leonid Dusman, former prisoner of ghetto and concentration camp, Odessa representative of Jerusalem Memorial “Yad va Shem”, the biggest center in research of Holocaust history (Nazi genocide of Jews) in the world, specified, that concentration camp in Gvozdavka was not the only one at the territory of the region: Jewish ghettos acted also in village Yasenevo.
In 1993-1994 Odessa researchers of Holocaust history Boris Gidalevich and Leonid Dusman established 3 memorial steles at officially fixed places of mass burials – near brick plant in Lyubashovka village (350 people were buried), in suburbs of Gvozdavka village (100 people buried), in sand-pit at Yasenevo village (100 people buried). The exact number of common graves is still unknown.
To immortalize their memory by erection of common memorial in the place of former concentration camp – this initiative of Lyubashovka inhabitants was proposed by Mikhail Panchenko, representative of district authorities to Conference of European Rabbis (CER) during the meeting of standing committee of CER. Chief rabbi of Odessa and Odessa region Shlomo Baksht assured, that Odessa Judaic religious community “Tikva”-“Ohr Sameah” will participate in this project both in organizing and financing.
Besides erection of the memorial, the plan, worked out for joint realization of project by Lyubashovka district authorities and Odessa Jewish community, in particular is the following: to conduct complex of measures on preservation of Jewish burials, further collection of witnesses’ evidences and activation of research work with the purpose to establish common graves which were not found by now.

ALIVE AND DESEASED: THE STORY WITH CONTINUATION

“No documents matching your request “Jews in Lyubashovka (Odessa region)” were found” is reported by internet search engines. And it’s true. There are no Jews in Lyubashovka today. But it is like that if you speak about alive people. There were and there are Jews in Lyubashovka. Dead Jews.

For us this story started with the call of deputy chairman of Lyubashovka distict administration Mikhail Panchenko to editorial office of “Tikva”-“Ohr Sameah”. For him this story started as soon as gas pipeline was laid to the district, and trenches for pipes were dug and human bones were found there.
Mikhail Panchenko is the native inhabitant of Lyubashovka, but where these remains were from and whom they belonged to, he had no idea. He didn’t know that not only because he is a young man (he is a bit older than 30 y.o.). Older people also couldn’t explain. Actually, the “Jewish version” appeared from the beginning: before the war the half of small town population consisted of Jews and it’s well-known what happened to Jews during the war.

Memory sign at grave of Jews, victims of Nazi genocide

Memory sign at grave of Jews, victims of Nazi genocide

Manufacturing workshops are located now at place of former concentration camp

Manufacturing workshops are located now at place of former concentration camp

In the district there are several memorial signs, established at places of mass executions, locals look after them. These monuments were established by odessits Boris Gidalevich and Leonid Dusman long time ago. Gidalevich is not anymore in this world. And Leonid Dusman, who is former prisoner of ghetto and concentration camp, continues to investigate the history of catastrophe in Odessa and Odessa region, to establish memorial steles, to research names and facts. It means that if Mikhail Panchenko and Leonid Dusman had a chance to get acquainted earlier, inhabitants of Lyubashovka wouldn’t need to conduct the whole investigation, they would receive answers to their questions immediately at place…
Panchenko became the initiator of this research. Together with chairman of district administration Anatoly Ostrovsky they created the commission, which started the investigation. They contacted local archives and archive in Moscow. As the result they received documents, proving that in Lyubashovka district (as well as in other towns and places of Odessa region) there was Jewish ghetto (concentration camp). It was located in Gvozdavka village. There’s also a memorial sign, established by Gidalevich and Dusman. But there are few people, who know about it: the stele is far away from the village, it’s 20 minutes drive and then long walk by feet in the forest…

Human remains under thin layer of land. And it’s like that everywhere

Human remains under thin layer of land. And it’s like that everywhere

Village head Vera Kryzhanovskaya says, that almost everything here stands on bones. Not far from the sign there’s a path. Couple of days before, maybe because of rain or somebody’s attempt to dig a hole – under a thin layer of land there appeared human remains, it was an uncounted grave. And it’s like that everywhere. In garage behind the village council there’s a box with bones, found in village neighborhood. What is the right way to do with them nobody knows both in district and region. But they are convinced that something is to be done “according to rules”…
That’s why they contacted Jewish organization “Tikva”. They addressed with the idea to create the monument in memory of all Jews, who were killed there. They want to erect the memorial in Gvozdavka at the crossroads where the concentration camp was located (at present there are manufacturing workshops, headrig; and nearby there is a bus stop, local church – it means the center of village life).
- It’s impossible to establish a monument over every grave, - says Mikhail Panchenko – And to find all graves it’s necessary to dig the entire district.
And Anatoly Ostrovsky adds:
- Time passes, memory erases. And it’s necessary to establish the monument at the place which is seen for everybody, to leave the memory.

Parfeny Bogopolsky

Parfeny Bogopolsky

Actually in these places there are people, who remember the way it happened. At present by the advice of Leonid Dusman, who cooperates for many years with Jerusalem memorial center “Yad va Shem”, they go in for documenting of evidences. We got acquainted with one of these witnesses Parfeny Bogopolsky in Gvozdavka. He is 85 years old, but he has an excellent memory and he remembers everything. There’s a woman in Gvozdavka who lived opposite ghetto. There are some more people in the district, which remember the way it was here…

Leonid Dusman and Mikhail Panchenko at place of future memorial

Leonid Dusman and Mikhail Panchenko at place of future memorial

We will meet them. So it’s to be continued – with participation of chief rabbi of Odessa and Odessa region Shlomo Baksht; he was really touched with this story. There will be new meetings, financial questions will be solved (it’s impossible to do without them: district, of course, can’t erect the memorial by its own forces) and the question how to do everything “according to rules”.

Евгений ВОЛОКИН.

Tikva Children's Home

Крепежи и метизы: http://krepserp.ru/catalog/zaklepki-vytyazhnye-zakrytye/ недорого!
Как подписаться на "бумажную" версию газеты "Тиква - Ор Самеах"?
Звоните по тел. 358180 или 358179 (заявки на подписку принимаются с понедельника по четверг с 9.00 до 16.00).

Еврейские могилы: общая память

ПРОЕКТ СКОРБИ И ПАМЯТИ

Сегодня (21.06.07.), накануне Дня скорби, главный раввин Украины Яков Дов Блайх поблагодарил руководителей Одесской области и Любашевского района за работу по увековечению памяти жертв нацизма. Поддержку проекту также выразили Всемирный клуб одесситов и председатель директората Мемориального Центра памяти героев сопротивления и жертв Холокоста «Яд ва-Шем» (Израиль) Авнер Шалев.

Письмо главного раввина Украины Якова Дов Блайха адресовано председателю Одесской областной госадминистрации Ивану Плачкову, председателю Любашевской райадминистрации Анатолию Островскому, председателю Гвоздавского сельского совета Вере Крыжановской.

В нем говорится: «От имени всех евреев Украины и от себя, как главного раввина Украины лично, хочу выразить свою искреннюю признательность и благодарность за то великое и доброе дело, которое вы инициировали и реализуете в Любашевском районе совместно с Одесской иудейской религиозной общиной
«Тиква» - «Ор Самеах». Увековечение памяти жертв нацизма в виде мемориала - этот ваш совместный благородный проект - несомненно, даст свои плоды, будучи постоянным напоминанием последующим поколениям о том, что вряд ли есть на Земле что-либо ужаснее геноцида».

Главный раввин Украины Яков Дов Блайх также подчеркнул огромное значение того, что останки всех погибших в Гвоздавском концлагере будут преданы земле и обретут вечный покой. Он с признательностью отметил неравнодушие местных жителей Любашевского района, инициировавших проект: «Ваше неравнодушие вселяет уверенность в том, что людей, которые не допустят повторения ужасов Холокоста, много, и это позволяет надеяться на будущее без таких событий мирового масштаба».

Свою поддержку проекту выразил и Всемирный клуб одесситов (ВКО). В письме на имя одесского губернатора Ивана Плачкова и главного раввина Одессы и области Шломо Бакшта за подписями президента ВКО Михаила Жванецкого, вице-президентов Валерия Хаита и Евгения Голубовского, директора клуба Леонида Рукмана сказано: «Хотим поблагодарить Вас за те благородные дела, которые Вы совместно осуществляете в селе Гвоздавка-2 Любашевского района. Увековечение памяти жертв нацизма - это благое дело, которое морально поддерживают как члены Всемирного клуба одесситов, живущие в разных странах, так и, уверены, абсолютно все честные люди Земли».

Напомним: согласно официальному договору о сотрудничестве между Любашевской райгосадминистрацией и Одесской иудейской религиозной иудейской общиной «Тиква» - «Ор Самеах» реализуется совместный проект увековечения памяти евреев – жертв нацистского геноцида. В годы немецко-румынской оккупации на территории сельсовета Гвоздавка-2 действовал концлагерь, в котором, согласно официальным архивным данным, были казнены либо умерли от голода или болезней около 5 тысяч человек – как местных жителей, так и депортированных из других районов Украины и Молдавии. Точное число погибших до сих пор доподлинно неизвестно – так же, как и общее количество братских могил: в течение последних нескольких месяцев были обнаружены ранее неучтенные массовые захоронения.

Договор о сотрудничестве, который подписали главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт и председатель Любашевской райгосадминистрации, рассчитан на год. Он предполагает, помимо возведения мемориала в память о жертвах нацизма, продолжение сбора и документирования свидетельских показаний очевидцев и поиск еще не установленных братских могил. А также – комплекс мер по обеспечению сохранности массовых захоронений, находящихся на значительном расстоянии от населенных пунктов. В настоящее время решается вопрос о придании им предусмотренного украинским законодательством специального статуса «историко-культурных мест».

В ближайшие дни в Любашевском районе вместе с представителями местных властей будет работать группа специалистов от Конференции европейских раввинов, международного объединения еврейских общин и их лидеров, горячо поддержавшего проект. Об этом сообщил сегодня главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт , отметив, что экспертам во главе с раввином Моше Эрштагом (Лондон) предстоит точно определить границы захоронений, не прибегая к раскопкам (еврейский закон запрещает тревожить прах мертвых). Рав Бакшт отметил, что подобную по сложности работу приглашенные в Украину специалисты уже успешно выполняли в Литве, Германии, Польше, Беларуси и других странах Европы.

Глава одесской еврейской общины «Тиква»-«Ор Самеах» сообщил также, что в готовности оказать всю необходимую помощь, в частности – предоставить информацию и документальные материалы, находящиеся в распоряжении израильского Мемориала «Яд ва-Шем», - заверил господин Авнер Шалев, председатель директората этого крупнейшего в мире центра по изучению истории Холокоста.

СПРАВКА. День скорби и памяти жертв войны в Украине установлен Указом Президента Украины в 2000 году. Согласно документу, он отмечается ежегодно 22 июня. Именно в этот день в 1941 году фашистские войска напали на Советский Союз. В годы оккупации на юге Украины нацистами были уничтожены около 240 тысяч евреев.

Читайте также

ЕВРЕЙСКИЕ МОГИЛЫ: ОБЩАЯ ПАМЯТЬ

Договор о реализации совместного проекта увековечения памяти жертв нацизма подписан сегодня (13.06.07.) руководителями Любашевской райгосадминистрации (Одесская обл.) и одесской иудейской религиозной общины «Тиква»-«Ор Самеах».

Документ подписали председатель Любашевской райгосадминистрации Анатолий Островский и главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт. Перед этим представители одесской еврейской общины посетили места массовых захоронений евреев, погибших в годы Великой Отечественной войны в нацистском концлагере, который находился на территории села Гвоздавка-2 Любашевского района Одесской области. Как мы ранее сообщали, по официальным данным, которые содержатся в материалах, присланных в ответ на запросы районных властей из российских и украинских архивов, число жертв превышает 4 700 человек. Однако, точное число погибших до сих пор доподлинно неизвестно – так же, как и общее количество еще не установленных братских могил.

Представители еврейской общины захоронили сегодня человеческие останки, обнаруженные на месте, где в годы оккупации находился противотанковый ров: сюда сбрасывали трупы казненных или умерших от голода или болезней узников. Над захоронением была прочитана молитва.

Делегация также побывала непосредственно на территории, где размещался концлагерь (сейчас здесь производственные цеха), и встретилась с одним из очевидцев трагических событий – 85-летним жителем села Гвоздавка-2 Парфением Богопольским. «То, что мы сегодня увидели, - это страшно! Эта картина останется со мной на всю жизнь», - сказал главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт в интервью международному информационному агентству «Reuters», освещавшему сегодняшнее событие.

Глава одесской еврейской общины поблагодарил жителей и руководство района за их инициативу увековечить память жертв нацизма. Он подчеркнул, что расценивает ее как реальное проявление приверженности общечеловеческим ценностям и стремления к межнациональному согласию.

Рав Бакшт сказал, что его удивили появившиеся в некоторых СМИ сообщения, в которых представителям местных властей приписывают намерения скрыть сами факты обнаружения захоронений. «Эти обвинения совершенно необоснованны, - заявил главный раввин Одессы и области. - При желании случайно обнаруженные человеческие останки можно было бы просто засыпать землей, и никто бы никогда об этом не узнал. Но Анатолий Островский и его коллеги поступили иначе: они обратились к нам, и теперь мы вместе будем работать над реализацией нашего проекта».

Глава райгосадминистрации Анатолий Островский рассказал, что согласно общему мнению, оптимальным местом для возведения единого мемориала в память о жертвах нацизма будет перекресток в непосредственной близости от бывшего концлагеря. Отдельно рассматривается комплекс мер по обеспечению сохранности массовых захоронений, находящихся на значительном расстоянии от населенных пунктов. В ближайшее время будет решен вопрос о придании им предусмотренного украинским законодательством специального статуса «историко-культурных мест».

Договор о сотрудничестве подписан сроком на год. «Наша общая работа рассчитана на длительный срок. Мы считаем неприемлемым провести какую-то разовую акцию, например, на каком-то случайном месте установить некий памятный знак и… забыть о том, что увидели в Любашевском районе», - отметил главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт. Он заверил, что все возникающие в ходе реализации проекта вопросы будут решаться исключительно после совместного обсуждения, в соответствии с требованиями Галахи (еврейского религиозного законодательства) и сугубо в рамках правового поля Украины.

ПАМЯТЬ ЖЕРТВ БУДЕТ УВЕКОВЕЧЕНА

Совместный проект увековечения памяти жертв нацизма разработан местными властями Любашевки (Одесская обл.) и одесской иудейской религиозной общиной «Тиква»-«Ор Самеах».

Об этом сообщил сегодня (06.06.07.) заместитель председателя Любашевской райгосадминистрации Михаил Панченко. Он рассказал, что около года тому назад, при проведении в районе работ по прокладке газопровода, в земле были обнаружены человеческие кости. Тогда же первоначальный проект газопровода между селами Ясенево и Гвоздавка был скорректирован — с целью сохранения братской могилы.

А распоряжением главы райгосадминистрации Анатолия Островского — создана специальная комиссия, в ответ на запросы которой был получен ряд документов из российских и украинских архивов. В частности, это копии актов Чрезвычайной комиссии, немедленно по освобождении края Советской армией расследовавшей и фиксировавшей факты злодеяний немецко-румынских оккупантов.

Исходя из архивных материалов и свидетельств очевидцев, можно с уверенностью утверждать, что в неучтенных ранее захоронениях (всего их в течение года на территории района обнаружено 6) похоронены евреи, уничтоженные фашистами. В селе Гвоздавка-2 в годы войны находился концлагерь, узниками которого, согласно официальным данным, были 4 тысячи 772 человека — как местные жители, так и депортированные из других районов Украины и Молдавии.

Леонид Дусман, бывший узник гетто и концлагеря, представитель в Одессе иерусалимского Мемориала «Яд ва-Шем», крупнейшего в мире центра по изучению истории Холокоста (нацистского геноцида евреев), уточнил, что концлагерь в Гвоздавке был не единственным на территории района: еврейское гетто действовало и в селе Ясенево.

В 1993-1994 гг. одесские исследователи истории Холокоста Борис Гидалевич и Леонид Дусман установили 3 памятные стелы на официально зафиксированных местах массовых захоронений — у кирпичного завода в поселке Любашевка (похоронены около 350 человек), на окраине села Гвоздавка (похоронены 100 человек), в песчаном карьере в селе Ясенево (похоронены 100 человек). Точное количество братских могил, как и общее число жертв до сих пор доподлинно неизвестны.

Увековечить их память возведением общего мемориала на месте бывшего концлагеря — такую инициативу жителей Любашевки представитель районных властей Михаил Панченко предложил Конференции главных раввинов Европы (CER) в ходе состоявшегося в Одессе рабочего совещания Постоянного комитета CER. Главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт тогда же заверил, что одесская иудейская религиозная община «Тиква»-«Ор Самеах» будет участвовать в этом проекте — как организационно, так и финансово.

Помимо возведения мемориала, план, разработанный для совместной реализации проекта Любашевской райгосадминистрацией и руководством одесской еврейской общины, в частности, предусматривает: проведение комплекса мероприятий по обеспечению сохранности еврейских захоронений, а также продолжение сбора свидетельских показаний очевидцев и активизацию поисковой работы с целью установления братских могил, которые на сегодня еще не обнаружены.

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ: ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

«Не найдено ни одного документа, соответствующего запросу «Евреи в Любашевке (Одесская обл.)», — четко рапортуют всезнающие интернетовские поисковики. И — не врут. Евреев в Любашевке сегодня действительно нет. Ни одного. Но это, если говорить о живых. Евреи в Любашевке были и есть. Мертвые.

Для нас эта история началась со звонка в редакцию «Тиква»-«Ор Самеах» заместителя председателя райгосадминистрации Любашевского района Михаила Панченко. Для него самого эта история началась с того, как в район тянули долгожданный газопровод, начали рыть траншеи под трубы, а там — человеческие кости.

Михаил Панченко — коренной житель Любашевки, но откуда эти останки, чьи они — не знал. Впрочем, не знал не только он — молодой человек (ему чуть за 30), не смогли прояснить дело и те, кто постарше. Правда, «еврейская версия» появилась сразу: до войны половину населения городка составляли евреи, что с евреями в войну стало — известно.

Памятный знак на могиле евреев - жертв нацистского геноцида.

Памятный знак на могиле евреев - жертв нацистского геноцида.

Сейчас на месте бывшего концлагеря производственные цеха.

Сейчас на месте бывшего концлагеря производственные цеха.

В районе есть несколько памятных знаков, установленных на местах массовых казней, местные жители за ними присматривают. Памятники эти ставили одесситы Борис Гидалевич и Леонид Дусман; это было давно. Гидалевича уже нет в этом мире, Леонид Моисеевич, сам бывший узник гетто и концлагеря, продолжает исследовать историю Катастрофы в Одессе и области, устанавливать мемориальные стелы, выяснять имена и факты. В общем, если бы Михаил Панченко познакомился с Леонидом Дусманом не в этот наш приезд, а пораньше, не пришлось бы любашевцам проводить целое расследование, ответы на все свои вопросы они получили бы прямо на месте…

Инициатором этого расследования Панченко, собственно, и стал. Вместе с председателем райадминистрации Анатолием Островским создали комиссию, которая занялась архивными поисками. Связывались с архивами местными, с архивом в Москве… И в результате получили документы, рассказывающие, что в Любашевском районе (впрочем, как и в иных городах и местечках Одесской области) было еврейское гетто (концлагерь). Располагался он в селе Гвоздавка. Здесь тоже есть памятный знак, установленный Гидалевичем и Дусманом. О нем мало кто знает: стела далеко от села, к ней даже машиной добираться минут 20, а потом еще пешком идти по лесу…

Под тонким слоем земли — человеческие останки. И так — повсюду.

Под тонким слоем земли — человеческие останки. И так — повсюду.

Сельский голова Гвоздавки Вера Крыжановская говорит, что все здесь буквально стоит на костях. Неподалеку от памятного знака в Гвоздавке — тропинка. Пару дней назад там то ли дождь подмыл, то ли кто-то из местных ямку копать начал — под совсем тонким слоем земли проглянули человеческие останки, нигде не учтенная братская могила. И так — повсюду. В гараже за сельсоветом в картонной коробке собраны кости, которые просто находили за селом. Как правильно с ними поступить, ни в селе, ни в районе не знают. Но уверены, что сделать все надо «по правилам»…

Потому и решили обратиться в еврейскую организацию, в «Тикву». Обратились с идеей создания мемориала в память об убитых здесь евреях — одного, общего на всех. Мемориал хотят возвести в Гвоздавке, на пересечение дорог. Как раз там, где был концлагерь (теперь на этом месте производственные цеха, пилорама; через пару метров — и автобусная остановка, и местная церковь, то есть, самый центр жизни).

- Ведь, - говорит Михаил Панченко, - над каждой могилой памятник не поставишь, да и чтоб обнаружить все эти могилы, пришлось бы перекопать весь район.

А Анатолий Островский добавляет:
- Время уходит, память стирается. И поставить памятник надо там, где он будет виден всем, чтобы память осталась.

Парфений Абрамович Богопольский

Парфений Абрамович Богопольский

Впрочем, в этих местах еще живут люди, которые помнят, как это было. Сейчас — по совету Леонида Дусмана, который много лет сотрудничает с иерусалимским мемориальным центром «Яд ва-Шем», — в районе занимаются документированием свидетельств. С одним из таких свидетелей, Парфением Абрамовичем Богопольским, нас познакомили в Гвоздавке. Ему 85 лет, но у него отличная память, и он все помнит. Есть в Гвоздавке еще женщина, которая жила прямо напротив гетто, еще несколько людей в районе, которые помнят, что и как тут было…

Леонид Дусман и Михаил Панченко на месте будущего мемориала.

Леонид Дусман и Михаил Панченко на месте будущего мемориала.

Мы с ними непременно встретимся. В общем, продолжение следует — уже при участии главного раввина Одессы и области Шломо Бакшта; его эта история по-настоящему его тронула. Будут новые встречи, будут решаться и финансовые вопросы (куда ж без них: району, понятное дело, своими силами возведение мемориала «не потянуть»), и то, как сделать все «по правилам»… По-человечески.

Евгений ВОЛОКИН.

Tikva Children's Home